Уважаемые родители! Не забывайте оплачивать питание ребенка и оказание
вам платных образовательных услуг
до 25 числа каждого месяца!

«РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»   Вильгоцкая Галина Викторовна, воспитатель дошкольного образования            Развитие речи детей дошкольного возраста - один из важнейших разделов педагогики, направленный на умственное развитие, развитие мышления и интеллекта ребенка, которому предстоит жить в XXI веке. Речевая функция столь важна для ребенка, что овладение, ею можно считать одной из ведущих линий развития в первые годы жизни. Важно, чтобы задачи овладения речью решались в единстве с задачами всестороннего развития ребенка. Одной из важных задач развития речи является развитие словаря. Словарная работа – это целенаправленное планомерное расширение и обогащение активного словаря за счёт незнакомых и сложных слов. Это длительный процесс количественного накопления слов, освоение их значений информирование умение использовать их в конкретных условиях общения. Развитие словаря детей дошкольного возраста имеет огромное значение т.к. этот возраст является сенситивным периодом, благоприятным для развития словаря. И это время нельзя упустить, что обуславливает актуальность темы. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Одним из таких видов деятельности, как указывают психологи-исследователи, является игра. Игра - особый вид деятельности человека, которая возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей. С одной стороны, в речи создаются условия для выбора наиболее подходящих по смыслу слов, а с другой - точность и разнообразие словарного запаса является важнейшим условием развития самой связной речи. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Одной из форм словарной работы с детьми младшего дошкольного возраста является дидактическая игра. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных заданий, умений и навыков, но и развиваются  все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое  использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Использование мной дидактических игр определялось рядом причин: •        игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу; •        освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно; •        имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.             Исходя из собственного педагогического опыта, после длительного наблюдения за воспитанниками, я пришла к выводу, что работа по развитию и активизации словаря актуальна и своевременна, а реализовывать её необходимо в рамках игровой деятельности.         Общаясь с родителями своих воспитанников, я так же выяснила, что они не осознают, что в  дошкольном  возрасте  ребенок  должен  овладеть  таким  словарем, который  позволил  бы  ему  общаться  со  сверстниками  и  взрослыми, успешно  обучаться  в  школе, понимать  литературу, телевизионные  и  радиопередачи.           В контексте данных утверждений была определена цель моей работы: развитие словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Исходя из цели, вытекают следующие задачи:   -  изучить научно- методическую литературу по проблеме развития словарь; - создать предметно-пространственную развивающую среду в группе  путем оборудовать; - подобрать и использовать дидактические игры, направленные на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста; - выявить наиболее эффективные  формы, методы и приёмы работы по  развитию словаря детей младшего дошкольного возраста; -  пропагандировать среди родителей знания о развитии словаря детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр. Длительность работы над педагогическим опытом: I этап:  изучение опыта 2015/2016учебный год II этап: обобщение опыта 2016/2017 учебный год Ведущая  идея  опыта состоит в использовании в разных видах деятельности эффективных методов и приемов, дидактических игр, способствующих развитию словаря детей младшего дошкольного возраста.    Суть опыта Проблема развития словаря детей рассматривалась в различных исследованиях.  Проведенный анализ научно-методической литературы  на тему развития речи  словаря детей дошкольного возраста  показал, что эта проблема остается актуальной и в настоящее время. В современный период вопросами обогащения и развития словаря детей дошкольного возраста занимаются  Старжинская  Н.С., Зворыгиной Е.В., Сорокиной А.И., Тихеевой Е.И., Алексеевой М.М., Яшиной В.И. В этих изданиях раскрыта система работы, задачи словарной работы, основные методы и приёмы по данному направлению. Эти исследователи подчеркивали необходимость проведения специально организованной работы, направленной на расширение, уточнение и активизацию словаря. Такую работу они рекомендовали проводить как в регламентированной, так и в нерегламентированной деятельности. Ведь овладение  словарным  запасом  составляет  основу  речевого развития  детей, поскольку  слово  является  важнейшей  единицей  языка. Главное  в  развитии  детского  словаря – освоение  значения  слов  и  их  уместное  употребление  в  соответствии  с  контекстом  высказывания, с  ситуацией,  в  котором  происходит  общение.          Работу по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста я планировала исходя из целей и задач учебной программы дошкольного образовательной и содержания образовательной работы по развитию речи в учреждении дошкольного образования. Работу с детьми я проводила в специально организованной и нерегламентированной  деятельности. При этом  я старалась проводить занятия, игры  таким образом, чтобы они естественно вписывались в жизнь детей. Основное внимание в словарной работе я  уделяю накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребёнка жизни, активизации разных частей речи, не только существительных, но и глаголов, имён прилагательных, наречий Проанализировав данные, я увидела, что пассивный словарь воспитанников составляют следующие слова: 1. Существительные: блюдце, сахарница, сковородка, маленькая чашка, большая чашка, апельсин, лимон, слива, вишня, горох, редис, репа, тыква, скорая помощь, повар, лето, весна, осень, телёнок, ягнёнок, гусёнок, простыня, пододеяльник, кузов, кабина; 2.  Глаголы: звонить, бежит, прыгает, плывёт, открыть, закрыть, снять, одеть, взять,  положить; 3.  Прилагательное – кислый; 4.  Наречия: близко, далеко, быстро, медленно, высоко, низко. Для активизации этих слов использовала в работе с детьми дидактические игры: « Новая кукла», « Кукла обедает», «Чьи детки?», «Магазин», «Когда это бывает?», «Чудесный мешочек», «Специальные машины», «Лото», «Большой – маленький», «Найди картинку». Комплекс дидактических игр, способствующих развитию словаря детей младшего дошкольного возраста состоял из: дидактических игр с предметами, и настольно-печатные игры с предметными картинками знакомого содержания (Приложение № 1).  Наиболее эффективными методами и приёмы работы по  развитию словаря детей младшего дошкольного возраста, которые я применяю являются: сюрпризный момент, используемый в начале занятия, показ наглядного материала, рассматривание картин и иллюстраций, использование грамзаписи. Игровые приемы: имитация голоса, движения, выполнение игровых действий. В процессе работы, воспитанникам давались предметы, резко  отличающиеся  друг  от  друга  по  свойствам, так  как  малыши  еще  не  могут  находить  едва  заметные  различия  между  предметами. В  играх с  куклами  я формировала у воспитанников культурно-гигиенические  навыки  и  нравственные  качества, например, заботливое  отношение  к  партнеру  по  игре – кукле, которое  переносится  затем  и  на  своих  сверстников.  Дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Магазин игрушек» помогали закрепить знания о названии одежды куклы, столовой посуды, игрушек, активизирует речь. Игра «Новая кукла» учила правильно называть предметы  мебели в групповой комнате, закрепляла знания детей об их назначении, активизировала речь. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные, растения).  Манипулируя игрушками в процессе игры дети обозначали действия: кукла сидит, стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой и т.п., т.е. употребляли глаголы. В играх: «Больше-меньше», «Кто скорее соберет?», «Чудесный мешочек» дети учились видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляли свои знания о цвете и величине, обогащают словарь прилагательными. Привлекая  внимание  детей, возбуждая  их  интерес, я закладывала  первые  начала  в  развитии  такого  важного  качества, как  любознательность. На  занятиях  ребенок, приученный  слушать  взрослого, смотреть  на  то, что  ему  показывают, овладевает  определенными  умениями. Он  много  узнает  о  разных  предметах: об  их  назначении, о  внешнем  виде, свойствах, таких  как, форма, цвет, величина, вес, качество  материалов  и  др. Развивается  и  совершенствуется  его  восприятие.            Подбор  картинок  по  парам. Самое  простое  занятие  в  такой  игре – нахождение среди  разных  картинок  двух  совершенно  одинаковых. Затем  я усложняла задание: ребенок  объединял картинки  не  только по  внешним  признакам, но  и  по  смыслу: например, необходимо было найти  два  самолета. Они  могут  быть  совершенно  разными  и  по  форме, и  по  цвету, но  их  объединяет  принадлежность  к  одному  виду  предметов. Подбору  картинок  по  общему  признаку (классификация). Здесь  требовалось некоторое  обобщение, установление  связи  между  предметами. Например, в  игре  « Что  растет  в  саду» (огороде, в  лесу) дети  подбирали  картинки  с  соответствующими  изображениями  растений, Запоминали состав  количества  расположения  картинок. Игры  проводились   также  и  с  предметами, например, в  игре  «Отгадай,  какую  картинку  спрятали» дети  запоминали  содержание  картинок, а  затем  определяли,  какую  из  них  перевернули  рисунком  вниз. Эта  игра  была направлена  на  развитие  памяти, запоминания, припоминания. Игровыми  дидактическими  задачами  этого  вида  игр  являлось  также  закрепление  у  детей  знаний  о  количественном  порядковом  счете, о  пространственном  расположение  картинок  на  столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди), умение  рассказывать  связно  о  тех  изменениях, которые  произошли  с  картинками и  о  их  содержании. Составление  разрезных  картинок  и  кубиков. Задача этого  вида  игр была, прежде всего учить  детей  логическому  мышлению, развивать  у  них  умение  из  отдельных  частей  составлять  целый  предмет. Усложнением  в  этих  играх   было  увеличение  количества  частей, а  также  усложнение  содержания, сюжета  картинок. Для  игр  в  данном возрасте  на  картинке  изображался  один  предмет, кроме  того,  прежде чем  давать  задание  сложить  картинку  из  ее  частей,  я давала воспитанникам целую  картинку   для  рассматривания. При организации игр на описание, рассказ  о  картинке  с  показом  действий, движений я  ставила  следующие  задачи: развивать  не  только  речь  детей, но  и  воображение,  творчество. Например,  в  игре « Отгадай,  кто  это?» ребенок, взявший  у  водящего  карточку, внимательно  ее  рассматривал, затем  изображал  звук  или движение (кошки, собаки, петуха, лягушки). В  этих  играх  я формировала такие  ценные  качества  личности  ребенка, как  способность  к  перевоплощению, к  творческому  поиску  в   создании  необходимого  образа. На основе расширения  представлений об окружающем мире я стремилась  увеличивать запас слов, постепенно формировать у воспитанников понимание и употребление обобщающих слов (игрушки, посуда, мебель), уточнять слова, которые они употребляли в тех или иных ситуациях.    Работу по развитию и активизации словаря я  проводила систематически, поэтому задействовала в работе  все режимные моменты. В течение года с воспитанниками было проведено ряд занятий по данному направлению работы «Путешествие в страну сказок» (Приложение №2), развлечение «Кто же в гости к нам пришел?» (Приложение № 3), способствующие обогащению, уточнению, закреплению и активизации словаря.  Наблюдая за детьми в процессе проведённой работы, я сделала вывод, что дидактические игры действительно оказывают влияние на формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста.    У воспитанников увеличился активный словарь, то есть с помощью дидактических игр я активизировала слова, имеющиеся у детей в пассивном словаре.       Большую  роль в работе с детьми играло тесное взаимодействие с  семьёй, и именно эта связь обеспечивала положительный результат в решении поставленной мною цели.                В начале учебного года я провела анкетирование родителей «Как вы оцениваете речевое развитие Вашего ребёнка?» (Приложение №4), и выяснилось, что многим родителям необходима педагогическая помощь.  Поэтому я разработала формы работы с родителями по развитию речи детей младшего дошкольного возраста, а также провела консультации для родителей и воспитателей  на темы: «Какие игрушки необходимы детям?», «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста», «Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста» (Приложение № 5).  На  третьем-четвертом  году  жизни  словарь  детей  пополняется  в  процессе  освоения  более  широкого  круга  предметов  домашнего  обихода, с  которыми  действуют  и  они  сами, и  взрослые. Дошкольники  осваивают  названия  предметов  более  далекого  окружения, которые  видят  на  улицах, в  парках  и  других  местах (названия  транспортных  средств, построек, растений, животных). Поэтому очень важно было вести эту работу не только в учреждении дошкольного образования, но и дома. Моя работа с родителями сводится не только к их просвещению. Я изучала семьи моих воспитанников, устанавливала контакты с родителями. Ведь я считаю, что только единство требований семьи и детского сада обеспечит успешную подготовку детей к обучению в школе. Родители, понимая актуальность вопроса, активно принимали участие в решении поставленных задач. Наиболее интересными для них оказались такие формы работы как заседание круглого стола: «Как развить речь ребенка», «Играя, развиваемся», «Развитие правильной речи ребенка в семье», просмотры занятий, тематические выставки: «Учитесь вместе с нами», «Читаем – речь развиваем».   Работа с родителями в данном направлении так же дала свои положительные результаты. Родители активно взаимодействовали на протяжении всего периода, прорабатывали дидактические игры дома. В результате проделанной мной работы, я отметила, что дидактическая игра  имеет большое значение для разностороннего  развития воспитанников, развития активного и накопление пассивного словаря. В дидактической игре  осуществляется познавательное развитие детей, она способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Она способствует общению детей друг с другом, совершенствует разговорную речь, обогащает словарь воспитанников, формирует грамматический строй языка и правильного звукопроизношения. Развитие словаря проводится не только воспитателем на занятиях, но и дома с родителями, дидактические игры  совершенно доступны и при систематическом их проведении дают желаемый результат. С  детьми  младшего дошкольного возраста использовались  дидактические  игры  с  игрушками  и  картинками. Играя  с  ними,  дети   умеют сравнивать, устанавливать  сходство  и  различие  предметов. Ценность  этих  игр  в  том, что  с  их  помощью  дети  знакомились  со  свойствами  предметов  и  их  признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Дидактические игры вызывали у детей положительные эмоции, которые помогали пробудить интерес к данному вопросу. В результате проведённой работы по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста, я создала в группе необходимые  условия: были приобретены и изготовлены дидактические и развивающие игры и пособия серия «Мир детства» «Учись говорить правильно», Старжинская Н.С., направленные на развитие и обогащение словарного запаса; наглядный материал к дидактическим играм: «Угадай, что делать», «Солнце или дождик?», «Догадайся, что звучит?», Бабочка, лети!», «Пускание корабликов» и др. Проделанная работа по развитию словаря детей, посредством дидактических игр, позволила мне пробудить в ребёнке желание активно участвовать в разных видах деятельности; обогатить пассивную речь ребёнка; расширить запас понимаемых слов; сформировать собственно активную речь ребёнка, создавая для этого благоприятные условия; сформировать понимание обобщающих слов, близких жизненному опыту детей; активизировать процессы восприятия, памяти, наблюдательности, мышления; расширять знания и представления детей об окружающем мире.   Заключение.   Таким образом, дидактическая игра выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей, эффективной работы воспитателя с ребёнком, способствует закреплению знаний, полученных на занятиях, создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Развитию словаря детей младшего дошкольного возраста способствуют созданные условия: дидактические игры; применение эффективных наглядных, словесных, игровых, практических методов и приемов;  привлечение родителей к решению данной проблемы. Данный опыт был неоднократно использован в дошкольном учреждении при проведении творческих отчетов на методических практикумах для педагогов дошкольного учреждения. По использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов я хочу обратить внимание на следующие вопросы: в процессе работы с детьми чаще использовать игровые методы, дидактические игры и упражнения с учетом возраста детей в совместной деятельности.