Уважаемые родители! Не забывайте оплачивать питание ребенка и оказание
вам платных образовательных услуг
до 25 числа каждого месяца!

Занятие по развитию речи в средней группе. Рассказывание по картине «Зимой на прогулке» Из опыта работы педагога Ковальковой З.Н.

Программные задачи:

1. Формировать у детей навыки последовательного рассматривания картины и давать ответы на вопросы воспитателя по ее содержанию;

2. Формировать у детей навыки составлять небольшой рассказ по содержанию картины в настоящем времени («Что происходит?») на основе образца воспитателя;

3. Развивать и активизировать словарь детей словами, определяющими качество: прилагательными и наречиями (снежная, зимняя, плюшевый, старшая, младшая; морозно, больно, хорошо, весело), глаголами (не удержалась, встревожилась, надели, спешит помочь);

4. Сформировать представления детей о названиях зимней одежды;

5. Развивать связную монологическую речь, наблюдательность и последовательность;

6. Воспитывать чувствительность к художественному слову, вежливость и внимательность к тому, кто говорит или рассказывает.

Материал: Картина «Зимой на прогулке», письмо, игрушка-бибабо Енот, листок со стихотворением-чистоговоркой.

Предварительная работа: Беседа с детьми на тему «Зима, ее приметы и зимние развлечения», предварительное рассматривание картины детьми в течение недели без вмешательства воспитателя, ответы на вопросы детей по картине.

Ход занятия.

I. Вводная часть. (2,5 мин.)

Дети сидят за столами. Перед ними мольберт.

На мольберте картина, она закрыта тканью.

Воспитатель: Сегодня, ребята, придя в детский сад, я нашла письмо, где было написано, что к нам сегодня придет гость, который боится шума. Кто это, я пока не знаю, он оставил только отпечаток своей лапы на листе письма. Давайте прислушаемся, может быть он уже здесь притаился, да не показывается, пока мы разговариваем!?

Шорох за мольбертом. Появляется Енот.

Енот: Здравствуйте, ребята! (Прячется, если дети шумно здороваются) Вы узнали меня? (Ответы детей)

Воспитатель:

Он в шубке мохнатой,

С хвостом полосатым;

Он в норке глубокой живет.

Лукавые глазки

Под темною маской

Приветливо щурит …

(Енот)

 

Енот: Я – Енот!

Я пришел к вам в гости, в детский сад, из леса, чтобы вы рассказали мне про Зиму. Вижу, что вы ее очень любите и готовились к ее приходу – такие красивые украшения на окнах в Ваших группах, и на улицах города столько огоньков – все любят Зиму и ждут ее праздники!

А я никогда не видел Зиму, потому что еноты зимой спят. А Вы знаете, какие еще звери спят зимой? (Ответы детей) Да, именно! А еще зимой спят ежи, мыши, барсуки, лягушки, кроты.

Вы, дети, любите Зиму? (Ответы детей) А почему? (Ответы детей) А вот я и все мои лесные друзья, которые уходят в зимнюю спячку, зимы не видим и не играем в зимние игры. Нам негде добывать себе еду зимой – вот мы и спим до весны…

Я обещал своим друзьям, что схожу к Вам в гости, все разузнаю, а потом и им расскажу про зимнюю пору!

Воспитатель: Не переживай, дружок Енот! Мы тебе поможем.

II. Основная часть. (15 мин.)

Воспитатель: Ребята, а какой самый главный признак зимы? (Ответы детей)

Воспитатель:

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый…

Е. Трутнева

 

Воспитатель: (Еноту) Я расскажу тебе и детям про зиму и про то, как мы ее проводим. А ребята мне помогут.

Вот как раз у нас и картина есть! (Открывает картину) Дети, рассмотрите ее внимательно, а после мы расскажем Еноту по картине, как люди зимой гуляют. (1 мин.)

Вопросы детям:

 1. О чем эта картина?

 2. Какое время года изображено на картине?

 3. Почему Вы думаете, что это зима?

 4. Кто и что изображено на картине?

 5. Что происходит на картине?

 6. Что делают дети?

 7. Почему мальчик наклонился, а мама обернулась?

  8. Что чувствует девочка, которая упала?

  9. Что чувствует мама девочки?

  10.  Как мы назовем нашу картину? (Катание на санках, Прогулка на санках, Прогулка, Зимняя прогулка, Зимой на прогулке)

Воспитатель: А сейчас мы немного поиграем. Пойдемте в игровую часть группы.

Воспитатель делит детей на 2 группы:

одна – ветерок, другая – снежинки.

Воспитатель: Когда я буду читать стихотворение ветерок будет дуть на снежинки, а снежинки будут кружиться. Снежинки легкие – кружатся тихо! Как стихотворение закончится – ветер стихнет, а снежинки присядут на корточки (значит снег упадет).

 

С неба падают зимой

И кружатся над землей

Легкие пушинки –

Белые снежинки…

 

Игра повторяется несколько раз со сменой ролей в

группах и усложнением движений снежинок.

Воспитатель: Дружок Енот, я сейчас расскажу про зимнюю прогулку, которая изображена на этой картине, и тебе и детям. Слушайте внимательно и запоминайте.

Пришла снежная зима. Дети с мамой взяли санки и пошли гулять.Зимой морозно, но детям не холодно. Они одели зимнюю одежду: теплые штаны, зимние куртки и пальто, шапки и шарфы, рукавички, теплые ботинки.

Мальчик катит санки. На санках едут его сестрички. Старшая девочка держит в руках плюшевого мишку. Вдруг младшая девочка не удержалась на санках и падает. Ей больно. Мама встревожилась и спешит ей помочь. Она говорит сыну: «Стой! Не спеши!»

Хорошо зимой гулять. Весело.

Воспитатель: (Еноту) Запомнил, Енот?

Енот: Ой, нет! Еще расскажите.

Воспитатель: сейчас тебе про зимнюю прогулку расскажут дети. Кто хочет рассказать Еноту рассказ по картине? (Рассказы детей)

Если после 2-3 рассказов детей остальные

начинают забывать образец, вмешивается Енот.

Енот: О, я тоже попробую! Кажется я запомнил.

На улице снежная зима. Дети с мамой взяли….. вот это…. Зимой холодно, а детям нет….

Воспитатель: Ребята, наш дружок Енот еще забывает рассказ, давайте ему вместе напомним.

Совместное рассказывание. Дети договаривают,

повторяют по просьбе воспитателя.

Воспитатель повторяет образец.

Рассказы еще 3-4 детей.

III. Заключительная часть. (2,5 мин.)

Воспитатель: Ну, а теперь ты запомнил, Енот?

Енот: Теперь я запомнил! Спасибо, ребята! Я вернусь в лес и расскажу своим друзьям про зимнюю прогулку.

Мне понравилось в Вашем садике. А Вы хотите, чтобы я пришел к Вам еще? (Дети: Да!) Тогда и Вы поиграйте в мою игру. Я Вам принес стишок про мою жизнь. Послушайте его внимательно, какие звуки Вы услышите там чаще других?

Воспитатель:

ПоДошел к реке еноТ

СмоТриТ в воДу –

ГДе же броД?

Он ТуДа гляДиТ, сюДа –

НеТу броДа. ВоТ беДа!

ВоТ беДа, не виДно броДу –

И еноТ не лезеТ в воДу.

 

Какие звуки Вы слышали чаще и громче других? (Ответы детей) Скажите Д. (Дети повторяют) А теперь скажите Т. (Дети повторяют) Они очень похожи: Д – Т, Д – Т. (Дети повторяют) Давайте поиграем. Встаньте возле своих стульчиков. Я буду снова читать стихотворение, а Вы, когда услышите звук Д – сделайте над головой крышу руками – получится домик. А когда услышите звук Т – присядьте на корточки и , растопырив пальцы, поднимите их над головой – получится трава.

Игра. Стихотворение читается 2-3 раза, с каждым разом быстрее, выделяя силой и интонацией голоса звуки Д и Т.

Енот: Вот молодцы! Вам понравился мой стишок? (Дети отвечают) Значит я к Вам еще приду в гости!.. А сейчас мне пора! До свидания, ребята!

Дети прощаются. Енот уходит. Дети садятся на места.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Что мы с Вами сегодня делали? (Ответы детей)

Я хочу похвалить тех, кто рассказывал по картине историю зимней прогулки: все молодцы! Все старались. Вот еще (дать поправки тем детям, у кого были сложности) и совсем замечательными рассказчиками Вы станете.

А те, кто не успел рассказать, расскажет мне сегодня после прогулки перед обедом, а все ребята послушают. И дома Вы тоже можете рассказать эту историю родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам.

Занятие окончено.

Литература:

1. Учебная программа дошкольного образования. Мн., 2012.

2. Старжынская Н. С. Методыка развіцця роднага маўлення. Мн., 1998.

3. Отгадай, малыш. Серия “Для самых маленьких”. Ростов-на-Дону: ООО “ЛЕДА”, 2008.

4. Занятия по развитию речи для детей 3 – 5 лет / Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2010.