Уважаемые родители! Не забывайте оплачивать питание ребенка и оказание
вам платных образовательных услуг
до 25 числа каждого месяца!

Занятие по развитию речи в старшей группе. Описание предмета. «Поможем Федоре» Из опыта работы педагога Ковальковой З.Н.

Программные задачи:

1. Упражнять детей с помощью морфодорожки-схемы (ТРИЗ-методика) в пошаговом рассматривании предмета, выделении определенных его качеств и отвечать на вопросы воспитателя;

2. Закреплять навыки описания предмета, используя схему-подсказку (морфодорожку);

3. Активизировать словарь детей прилагательными (блестящий, зеркальный, пузатый, горячий, ароматный), глаголами (блестит, заваривает, кипятит, кипит), существительными (самовар, предмет посуды, );

4. Развивать связную монологическую речь в составлении короткого описательного рассказа по предмету; наблюдательность и последовательность;

5. Вспомнить с детьми сюжет сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», причинно-следственный замысел ее содержания;

6. Воспитывать вежливость и внимательность к тому, кто говорит или рассказывает; приветливость, гостеприимство, желание откликнуться на просьбу, чувство благодарности за помощь на примере героя (Федоры Егоровны).

Материал: Кукла-бибабо Федора, самовар с горячим чаем (45 С), сказка К. И. Чуковского «Федорино горе», морфодорожка-схема описания и анализа предмета (ТРИЗ), чашки по количеству детей, печенье.

Предварительная работа: Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», обучение детей описанию и анализу предметов с использование морфодорожки-схемы (ТРИЗ), упражнение в выделении качеств и признаков предмета с помощью морфодорожки с анализаторами (ТРИЗ).

Ход занятия.

I. Вводная часть. (5 мин.)

Дети усаживаются за столы. Перед ними чайный столик укрытый скатертью.

Рядом мольберт, на котором расположена схема (ТРИЗ-морфодорожка)

Воспитатель: Сегодня, ребята, у нас на занятии гости, и мы с вами покажем, как мы умеем рассказывать о самых разных предметах с помощью только одной вещи. Что это такое? (Ответы детей) Мы с вами уже рассказывали с помощью морфодорожки-схемы. Вспомните, о каких предметах мы рассказывали, что описывали? (Ответы детей) Вы заметили, что морфодорожка у нас немного изменилась?! Давайте рассмотрим, что нужно рассказывать о предмете, который мы возьмем для описания, на каждой ступеньке нашей морфодорожки-схемы.

На первой ступеньке мы… (Ответы детей) Называем предмет – его название и к какой группе предметов он относиться (например грузовик – это транспорт, кукла – это игрушка), а еще здесь нужно назвать к какому миру относиться предмет: рукотворный мир (то, что сделал человек) или природный мир (то, что создала природа) (например грузовик – это какой мир? (Ответы детей), а цветок? (Ответы детей))

На второй ступеньке нам нужно рассказать о том, какой предмет. О его качествах. А именно … (Ответы детей) большой или маленький – его размер, из какого материала он сделан (например: стекло, камень, резина, металл, бумага), его цвет.

На третьей ступеньке… (Ответы детей) мы рассказываем из каких частей он состоит.

На четвертой… (Ответы детей) рассказываем что предмет может делать.

И на пятой ступеньке… (Ответы детей) рассказываем, чем полезен предмет человеку и что с ним или с его помощью делает человек.

Итак, теперь мы можем выбрать предмет и его описать…

II. Основная часть. (20 мин.)

Воспитатель: Ой, но что это я слышу? (Плач за мольбертом) Кто же это у нас тут плачет? (Появляется Федора)

Федора:

Ох, какая ж приключилась у меня беда!

Убежала от меня моя посуда!

А-а-а-а-а-а-а-а-а!

 

Воспитатель: Погодите-погодите, бабушка, плакать. Для начала надо поздороваться, а там уж и расскажите о своей беде, а мы постараемся вам помочь.

Федора: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются) От меня ушла моя посуда – и ножи, и ложки, чашки, поварешки… (Плачет)

Воспитатель: Дети, а вы узнали эту бабушку? Из какой она сказки? (Ответы детей) Это не про твою ли посуду написал детский поэт К. И. Чуковский:

 

Мимо курица бежала

И посуду увидала:

«Куд-куда! Куд-куда!

Вы откуда и куда?!»

И ответила посуда:

«Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она!»

 

Федора: Да. Это про мою посуду. И зовут меня Федора.

Воспитатель: Так, а почему же она от тебя ушла? (Федора молчит) Дети, почему ушла посуда от Федоры? (Ответы детей)

Федора: Но я исправилась. Вернулась ко мне моя посуда. Я ее вымыла, сложила.

 

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

Снова начинает плакать.

Воспитатель: Так, а почему же ты плачешь?

Федора: Ко мне не вернулся мой любимый предмет посуды, самый важный и самый дорогой! К вам он не заходил?

Воспитатель: Что же это? Хотя постойте-постойте, тут кое-что я находила! Это я нашла в углу в детской спальне.

Воспитатель достает и ставит на чайный столик самовар.

Воспитатель: Что это, ребята? (Ответы детей)

Федора: Ах, вот он мой дорогой! Пойдем домой!

Воспитатель: Погодите, он что-то пыхтит!

Воспитатель приближает ухо к самовару и слушает.

Самовар обижен на людей, ведь про него совсем забыли – у всех в домах чайники и электрочайники и никто уже самоваром не пользуется. Он говорит, что вернется к Федоре, если его похвалят и много хорошего про него расскажут. Ну что, поможем Федоре вернуть самовар домой? (Ответы детей) Ой, он снова что-то пыхтит тихонько!

Воспитатель приближает ухо к самовару и слушает.

Он говорит, что если вы очень постараетесь, то он напоит вас вкусным чаем!

Федора: А я еще и печеньем угощу!

Воспитатель: Ну что ж, мы непременно похвалим самовар, и расскажем про него все, что знаем хорошего, но сперва нам нужно размяться слегка!

Воспитатель: Федора Егоровна, а вы и мышей из дома прогнали, пока посуду ждали?

Федора: Да, прогнала.

Воспитатель: А как?

Федора: Мышеловкой!

Воспитатель: Что ж, давайте и мы поиграем в мышеловку.

Воспитатель делит детей на 2 группы:

одна – мышеловка, другая – мышки.

Играют в игру 2 минуты.

Дети возвращаются за столы.

Воспитатель: Что ж, ребята, давайте расскажем про самовар бабушки Федоры. Кто хочет первым рассказать? Не забывайте смотреть нам морфодорожку-схему.

Рассказывают 3-4 детей.

Далее подводится итог – делается коллективное описание самовара по морфодорожке-схеме.

III. Заключительная часть. (5 мин.)

Воспитатель: Ну, вижу наш самовар доволен, в нем приготовился чай и он готов нас угостить.

Федора: А я вам печенье раздам. Вот молодцы! Помогли мне, ребята, самоварчик мой утешить и теперь мы с ним сможем вернуться домой. А сейчас мы вас чаем напоим.

Дети пьют с печеньем чай.

Конец занятия.

Литература:

1. Учебная программа дошкольного образования. Мн., 2012.

2. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – 2- изд. Мн.: Университетское, 2001.

3. Старжынская Н. С. Методыка развіцця роднага маўлення. Мн., 1998.

4. Старжынская Н. С. Развіццё маўлення дашкольнікаў: Дап. для педагогаў дашк. устаноў. – 2-е выд., перапрац. і дап. Мн.: НМЦэнтр, 1998.

5. Чуковский К. И. У меня зазвонил телефон… М.: РИО «Самовар 1990», 1998.